Тут бытует мнение, что любовь это результат волевого усилия. А что такое волевое усилие, как не самопринуждение сделать что-то, что очень трудно, не хочется, а надо? Волевое усилие это же, в сущности, НАСИЛИЕ НАД СОБОЙ. И как любовь к другому человеку возможна по самопринуждению? (имеется в виду любовь между мужчиной и женщиной). Есть же пословица - насильно мил не будешь, ровно так же насильно себе никого милым не сделашь.В любом случае, мы не утверждаем, что любовь возможна по принуждению. Я согласен, что без свободы не может быть любви.
Думаю, механизм этот везде одинаков - что в Европе, что в России, что в первой половине 20 века, что во второй. Что в какой нибудь Месопотамии, думаю, он был точно такой же. И таким же и будет всегда.Первая половина 20-го века, эмиграция из России, противостояние советской России и Запада, а Ильин в Европе писал свои книги.
И я . Тут где-то писали, что любовь в переводе с санскрита - свобода. Свобода от самого себя.Я согласен, что без свободы не может быть любви.
Вот это точно !Любовь (искра Божия) стимулирует волю, а не наоборот, имхо.
От эгоизма, гордости и т.д. свобода? Я понимаю так. Или может, что-то еще можно добавить?...любовь в переводе с санскрита - свобода. Свобода от самого себя.
Тут Вы смешиваете Любовь как искру Божию, т.е. то, что я называю Духом, призывающим человека любить, т.е. взаимоотношения Бога и Человека ; и любовь человеческую, т.е. отношения меду людьми.Дженна писал(а):Тут бытует мнение, что любовь это результат волевого усилия. А что такое волевое усилие, как не самопринуждение сделать что-то, что очень трудно, не хочется, а надо? Волевое усилие это же, в сущности, НАСИЛИЕ НАД СОБОЙ. И как любовь к другому человеку возможна по самопринуждению? (имеется в виду любовь между мужчиной и женщиной). Есть же пословица - насильно мил не будешь, ровно так же насильно себе никого милым не сделаешь.В любом случае, мы не утверждаем, что любовь возможна по принуждению. Я согласен, что без свободы не может быть любви.
Александр Валентинович, мне нравятся ваши рассуждения и логическое обоснование любви - состояния воли. При этом, я не могу для себя понять, чисто теоретически, а чем же отличается любовь без чувств к жене и, например, к родной сестре? И зачем вступать в брак тогда с мыслью, что чувства когда-то пройдут, а останется лишь воля любить? Не лучше ли в этом случае иметь волю любить вообще всех окружающих, а не только одного - рядом живущего с тобой человека? Вопросы чисто теоретические, т.к. я всё-таки осознаю, что любое состояние воли сопровождается какими-то чувствами, но всё же ваше мнение услышать интересно.Александр Валентинович писал(а):Не лучше ли в основе брака положить состояние воли, которое хоть и с трудом, но достигается, и имеет постоянные свойства?
Шла недавно передача посвященная юбилею актрисы Тамары Сёминой, которая много лет самоотверженно ухаживала за тяжело больным мужем. В студии сидела одна женщина (не помню, кто но насколько я поняла ей тоже приходилось ухаживать за супругом). И эта женщина сказала удивительную фразу "если любишь человека, то нет ничего приятнее, чем выносить из-под него (прошу прощенья ) судно". Это я к тому что возможно, любовь так меняет восприятие, что даже неприятные с точки зрения окружающих обстоятельства любящий воспринимает как приятные, потому что они связаны с любимым...Александр Валентинович писал(а): А что, если один из супругов перестанет получать от другого положительные эмоции? Что делать, если один из супругов тяжело заболел, например впал в кому, и не имеет возможности доставлять приятные чувства своей половинке?
Речь идёт, насколько я понимаю, о сексуальном влечении?Александр Валентинович писал(а):Уже где-то об этом писал. Смысл такой. Любовь между мужем и женой характеризуется некоторыми особенностями, в отличии от любви в остальных случаях. Особенности брачной накладывают природные различия между мужчиной и женщиной.
С одной стороны мужская и женская природа такова, что ищет единения и общения, изначально в задумке.
Вступать в половую связь, действительно, естественно, но на счёт брака не очень понятно, честно говоря. И если, я вас правильно понял, то есть ли смысл вступать в брак, когда у одного, а ещё хуже у обоих, в силу возраста или ещё по какой причине, отсутствуют способности вести половую жизнь?Александр Валентинович писал(а):Поэтому человеку естественно, т.е. согласно природе, и её мужской или женской особенности, вступать в брак.
Согласен, в идеале, наверное, так и должно быть.Александр Валентинович писал(а):И тут необходимо обратить внимание на динамику процесса, если можно так выразиться. Когда человек появляется на свет его природные возможности еще не реализованы, и он ищет способ их реализовать. Так вот, высшее проявление человечности - любовь жертвенная, направленная на всех, в меру способностей каждого отдельного человека. Это программа максимум для каждого человека, цель и смысл его существования.
В общем, это понятно и не вызывает противоречия.Александр Валентинович писал(а):А когда человек рождается, то он может только потреблять эту самую любовь. Таким образом есть необходимость совершенствоваться в любви. И на этом пути у человека много ложных целей. Т.е. не все хотят и не все могут.
А почему нельзя поставить себе за цель, т.е. настроить свою волю на утешение и поддержку нескольких женщин? В ряде мусульманских стран разрешено многожёнство, так не больший ли подвиг совершают там мужчины, учась любить не одну жену, а несколько? Я уже не говорю о том, как приходиться смиряться их женщинам.Александр Валентинович писал(а):И тут на помощь приходит институт брака. Потому что он наилучшим образом помогает человеку реализовать свою программу максимум. И хотя начало знакомства М и Ж происходит на чувственном уровне, если семья создается, то в ней у человека возникает естественная необходимость учиться любви жертвенной. Этому сильно способствуют все обстоятельства брака, в которых не только обязательства и ответственность имеют место, но и разного рода утешения, и поддержка.
Правильно, Александр Валентинович, но только, всё же не понятно, если строить отношения исключительно на волевом настрое, не учитывая чувств, то что мешает себя настроить так чтобы любить не только одну жену?Александр Валентинович писал(а):И чем больше человек совершенствуется в любви брачной, тем больше его способность проявлять высшую добродетель по отношению ко всем остальным. Если я правильно понял Ваш вопрос.
А если кто-то обладает способностью сразу перейти к сложному?Александр Валентинович писал(а):Т.е. в любви к жене мы учимся самоотверженности, которую потом уже сможем проявить и в отношении к сестре, или просто ближнему, который будет в нашей любви нуждаться. В первую очередь тут тренируется воля, т.е. желание действовать именно таким образом. Т.е. от простого, к сложному, так сказать.
Нет, не о сексуальном влечении в узком смысле. Мужчина и женщина имеют целый ряд различий в рамках единой человеческой природы, характерных для мужчин и для женщин.BND писал(а):Речь идёт, насколько я понимаю, о сексуальном влечении?Александр Валентинович писал(а):Уже где-то об этом писал. Смысл такой. Любовь между мужем и женой характеризуется некоторыми особенностями, в отличии от любви в остальных случаях. Особенности брачной накладывают природные различия между мужчиной и женщиной.
С одной стороны мужская и женская природа такова, что ищет единения и общения, изначально в задумке.
Когда я говорю, что в природе человека заложена необходимость вступать в брак, я как раз имею ввиду, что это не простое половое влечение, а именно необходимость создавать полноценную семью. Потому что человек имеет в жизни более важную цель, чем секс. Природа человека не только физиологией характеризуется. Природа человека - это свойства, присущие всем человекам, обязательные и необходимые.Вступать в половую связь, действительно, естественно, но на счёт брака не очень понятно, честно говоря. И если, я вас правильно понял, то есть ли смысл вступать в брак, когда у одного, а ещё хуже у обоих, в силу возраста или ещё по какой причине, отсутствуют способности вести половую жизнь?Александр Валентинович писал(а):Поэтому человеку естественно, т.е. согласно природе, и её мужской или женской особенности, вступать в брак.
Потому-что природа человеческая одна, и в смысле ценности индивида мужские и женские природные отличия не делают женщину униженной по отношению к мужчине, а мужчину не превозносит. Накладывает определенные различия в реализации особенностей мужской и женской природы, но не дает основания унижать женщин перед мужчинами. Поэтому, если ценность человека-женщины равна ценности человека-мужчины, то и соединять нужно равноценно, т.е. по одному. Иначе уже не любовь получается, а снисхождение. Т.е. многоженство вступает в противоречие с христианской оценкой человека как такового. Мусульмане принимают за норму иное, что для христианства выглядит унизительно.А почему нельзя поставить себе за цель, т.е. настроить свою волю на утешение и поддержку нескольких женщин? В ряде мусульманских стран разрешено многожёнство, так не больший ли подвиг совершают там мужчины, учась любить не одну жену, а несколько? Я уже не говорю о том, как приходиться смиряться их женщинам.Александр Валентинович писал(а):И тут на помощь приходит институт брака. Потому что он наилучшим образом помогает человеку реализовать свою программу максимум. И хотя начало знакомства М и Ж происходит на чувственном уровне, если семья создается, то в ней у человека возникает естественная необходимость учиться любви жертвенной. Этому сильно способствуют все обстоятельства брака, в которых не только обязательства и ответственность имеют место, но и разного рода утешения, и поддержка.
См. выше.Правильно, Александр Валентинович, но только, всё же не понятно, если строить отношения исключительно на волевом настрое, не учитывая чувств, то что мешает себя настроить так чтобы любить не только одну жену?Александр Валентинович писал(а):И чем больше человек совершенствуется в любви брачной, тем больше его способность проявлять высшую добродетель по отношению ко всем остальным. Если я правильно понял Ваш вопрос.
[/quote]Ну и хорошо, пусть любит по-настоящему. Только где Вы видели ученика первого класса, который написал диссертацию на тему? Люди все в этом отношении примерно одинаковые. Потому-как смысл жизни - научиться любить - не может быть легко достижимым. Иначе жизнь бы приходила к своей цели очень быстро, и не было бы смысла жить дальше.А если кто-то обладает способностью сразу перейти к сложному?Александр Валентинович писал(а):Т.е. в любви к жене мы учимся самоотверженности, которую потом уже сможем проявить и в отношении к сестре, или просто ближнему, который будет в нашей любви нуждаться. В первую очередь тут тренируется воля, т.е. желание действовать именно таким образом. Т.е. от простого, к сложному, так сказать.