Здравствуйте. Дочка у меня родилась вне брака, в очень тяжелых для меня психологических условиях. На данный момент я вышла замуж не за отца ребенка и имею следующую ситуацию с дочкой. Буду благодарна за помощь.Дочка 3 года 5 мес.плохо воспринимает запреты,реагирует чрезмерно вспыльчиво,не может сама успокоиться,кричит на меня и мужа:" Не говори!!!!Нет!!!Нельзя говорить!!!Уходи!!!Хочу еще!!!"
В основном это касается тв,мультфильмов, игр.
Для привлечения внимания мамы может сделать гадость.
Когда гадость какую- то сделала>осознала( мама наругала)>плачет>просит " возьми меня на ручки".
Пример: вечером я беседовала с пришедшим с работы мужем, выслушивала, дочери хотелось внимания к ней и она вырвала страницу из любимой книги и сама перепугалась, но внимания добилась, я весь вечер объясняла как плохо обижать книжки, что они могут уйти, если такое повторится, пела песню из "Три котенка" - "будем наши книжки как друзей хороших уважать".Никогда до этого не рвала и не портила книг.У нее их море и она их любит.
Однако бывают ситуации, когда она творит гадости, про которые беседовали и были негативные для нее последствия( лишение мультфильмов, "думанье" в углу), и вот в таких ситуациях, жалеть ее уже нецелесообразно, терплю, подавляю свою жалость, пока она не прочувствует поступок. Ее ничто не удручает, ничто не страшит, кроме одного- что " мама уйдет". Оказывается,когда я работала, бабушка так ее " наказывала",уходила от нее и оставляла одну, т.к. не могла справиться с капризами.И когда я ушла с работы,а бабушка уехала,т.е. мы с дочкой на полный день одни оставались, я получила в ней серьезную травму,я не могла даже выйти за дверь комнаты по делу,в кухню, она заходилась в крике " мама не уходи", я общалась и с психологом и интуитивно действовала,но довольно быстро справилась с ситуацией, беседовала,всюду брала с собой,постоянно говорила и говорила " мама никогда никуда от тебя не денется,будем всегда вместе" и т.д. Сейчас она спокойно остается на некоторое время одна в комнате, когда я четко объясняю зачем мне надо выйти. А что касается ее поведения- тут корень в том, что она только учится, с моей помощью сейчас, терпеть фрустрацию. И если гневается, я ее приучаю вымещать свой гнев не путем рукоприкладства, а иначе выпускать пар. Иногда и подавлять, когда последствия особенно неприятны. И если меня ударить в гневе или из вредности- уже реже и реже случается, то мужу перепадает чаще,т.к. последствий от него просто не будет и она это знает.
Сейчас я стараюсь не оставлять без внимания ни одно проявление ее неумения терпеть фрустрацию,т.е. гнев, несогласие с границами,правилами ( пример- необходимость выключить тв, когда мульт закончился,она вопит "еще" и может поколотить того,кто по горячую руку попадет) я стремлюсь завершать последствиями ,т.е. в случае с мультами-сейчас мы переживаем последствия в виде лишения просмотра мультипликации, второй день. Она просит:"хочу мультфильм",я отвечаю:"доченька,ты же знаешь,почему мы не смотрим мультфильмы." Она:"да...я кричала вчера...кода надо было выключать..." Спокойно. Ей это понятно, она согласна, что была неправа. Но если включить,посмотреть,а потом выключить - ситуация повторится. Вот воюем,выставляем рамки,правила,границы.
Нуждаюсь в помощи,в советах - как надолго лишать ребенка всего приятного?..Я вижу,что она принимает правила, но "прокалывается" на невозможности справиться со своими бурными эмоциями.
У нее есть признаки невроза: " когда остается сама с собой, или засыпает/ просыпается - накручивает на пальцы волосы до колтунов случается. По совету невролога не ругаю, мягко напоминаю " не обижай волосики".
Второй вопрос:
Понравилось в статье "уберечь от насилия":
"Но чтобы ребенок шел со своими проблемами не на улицу к незнакомым людям, а к вам, с самого раннего возраста станьте его другом, решайте вместе с ним его, пусть даже незначительные, по вашему мнению, проблемы..."
..
"Вспомните текст из параграфа «Виктимен ли ребенок». И если ваше чадо будет знать, что вы сможете удовлетворить его любопытство, показав экзотическое животное в зоопарке, не отказывайте в сладостях и по возможности приобретайте ему понравившиеся игрушки, ему будет легче сказать незнакомцу: «Нет!».
...
Уважайте «Я» своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли.
...
И в статье " если ребенок не слушается". Родитель — это великодушный диктатор
"Достойно выполняя родительские обязанности, вы можете на некоторое время потерять благосклонность своего отпрыска. Но и в этом случае продолжайте думать: «Сейчас ты меня ненавидишь — зато потом поблагодаришь». Неужели ради того, чтобы вырастить из ребенка уверенного в себе взрослого человека, вы не готовы вытерпеть немного хныканья?"
Все правильно по отдельности. Но как это сочетать?...Чтобы ребенок с любой проблемой бежал к родителям ( как я к маме), основываться на «Сейчас ты меня ненавидишь — зато потом поблагодаришь» не получится. Если бы я не получала полного принятия меня матерью,даже когда безобразно ею манипулировала ( и да, чувствовала тревогу и смутное недовольство отсутствием каких- либо запретов),мы бы не были так близки.
Написаны статьи хорошо и кажется, для отдельных ситуаций буквально панацеей, вот только на практике- сложнее.
Делаю вывод об одной своей ошибке в выставлении границ я не 100% тверда, иногда поддаюсь ее требованиям, например, идти к площадке с каруселькой по грязи,а не на полянку по травке, чтобы она не плакала на морзе( на ветру) и, как следствие, не заболела. Вероятно, основываясь на таких уступках, она продолжает скандалить на требования выключить тв, продолжает практиковать рукоприкладство в сильном гневе, хотя выбившись из сил и поддавшись советам "нас лупили и мы своих родителей уважали и боялись", я даже применяла ремень раза 4, но меня хватило только шлепка на три и все внутри меня противится и кричит что это унижение и насилие,что должны быть другие способы решить эту проблему и выставить границы, наладить субординацию в семье, уважительное отношение к взрослым. С ребенком с 2 до 3 лет сидела бабушка, моя мама, она предпочитала путем несопротивления уходить от всех конфликтов в течение дня. Я получала после работы соскучившегося влюбленного дитятю. Сейчас сижу с ней и пытаюсь выровнять ситуацию. Очень трудно, не хочу навредить.
Для полноты информации: после применения ремня, она быстро успокаивалась,перечисляла вслух свои " грехи", спрашивала " давай мириться" и бежала из угла меня изможденную этим кошмаром( для меня физ.насилие даже слабое над ней, любое- кошмарище) обнимать и целовать, никаких обид." как с гуся вода" называется.
Буду очень благодарна за практические советы.
Добрый день!
Если я Вас правильно поняла, жалобы на ребенка у вас следующие: страхи (остаться одной, остаться без мамы), агрессия, навязчивые движения (накручивание волос).
Чтобы я могла вам помочь, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. как давно появились эти жалобы, обращались ли к врачам (каким), принимали лечение, был ли эффект от лечения? кто установил/заподозрил диагноз "невроз"?
2. есть ли другие жалобы - нарушение сна, аппетита, другие навязчивые движения (грызет ногти, облизывает губы, раскачивается, сосет пальцы, ходит на цыпочках), признаки аутоагрессии (бьет себя, царапает, бьется головой), другие страхи?
3. почему Ваш ребенок не посещает детский сад? умеет ли она контактировать/играть с другими детьми? какие игры предпочитает? как общается с незнакомыми взрослыми?
4. что умеет делать Ваш ребенок в плане самообслуживания без помощи взрослых?
Добрый день! Благодарю за отклик, т.к. у нас ситуация ухудшается, в связи с моей эмоциональной истощенностью, необходимостью реагировать на каждую вспышку.
Вы поняли меня абсолютно правильно.
Отвечаю:
1.Как давно появились эти жалобы, обращались ли к врачам (каким), принимали лечение, был ли эффект от лечения? кто установил/заподозрил диагноз "невроз"?
Жалобы на "несговорчивый характер" были всегда. В 1 год 4 месяца я отлучила ребенка от груди и стала замечать навязчивые движения: их было два - накручивание волос на пальцы (невролог сказала остричь, остригли под машинку, теребила брови и ресницы и оставшийся ежик) и посасывание языка, как бы вместо соски. Соску никогда не сосала, не брала, ей всегда нужна была только грудь, только я. Но к году и 4 месяцам я сама была морально и физически выжата ГВ, поэтому приняла решение отлучить. От груди дочь отказалась внешне легко, без каких либо проблем вообще, однако навязчивые движения укоренились. Обращалась к неврологу, точнее были у трех неврологов с небольшим перерывом. Отметили ЗРР, прописали когитум. Поскольку: ребенок не истеричен и, если я обниму, мгновенно успокаивается, а также спал всегда прекрасно (во сне крутится, но не просыпается всю ночь)в своей кроватке, про навязчивые движения сказали только, что не ругать, напоминать можно, должно пройти, лечение тут не поможет, это одни из признаков невроза, но не невроз (сказала один из неврологов). От ЗРР (задержка реч.развития) прописали курсы когитума, все пили исправно, эффекта ноль. Ребенок заговорил постепенно с 2 лет, в 2,5 года первый стишок, сейчас - поэмы, стихи, песни, не молчит ни секунды."р","л" не получается, остальное от и до - без жалоб, что касается речи.
Навязчивые движения сопровождают постоянно, когда засыпает, когда наплакалась и успокаивается, когда сидит что-то ждет, когда смотрит мультфильм, когда я читаю ей. Если я говорю при этом:"доченька не обижай волосики", она просит: "ну можно одним пальчиком потрогать?"
2. Есть ли другие жалобы - нарушение сна, аппетита, другие навязчивые движения (грызет ногти, облизывает губы, раскачивается, сосет пальцы, ходит на цыпочках), признаки аутоагрессии (бьет себя, царапает, бьется головой), другие страхи?
Можно ли отнести к нарушениям сна, что последние 3 месяца, когда мы перестали гулять вечером сразу после полдника, в связи с зимним периодом времени, она стала поздно засыпать, особенно если перевозбудится на ночь (моционально-эктивные игры вечером, когда муж приходит с работы - ей нужны прятки). Раньше на сон никогда жалоб не было, спала днем от часа до 3 часов. Ночью всегда спала и спит очень крепко, если уж уснула в ночь, то можно через минут 30 даже ТВ тихо включить-не проснется уже до утра. Сейчас крепость ночного сна не проверяем, т.к. пока она прокрутится до 23.30 мы и сами засыпаем.
Нарушений аппетита нет. Из перечисленных навязчивых движений - ничего. Перечисленных признаков аутоагрессии - нет. Наоборот, что касается причинения ей боли - очень осознанно отторгает.(Для примера: я мою посуду, она шалит и разбегаясь "бодает" меня в бедро. Когда такая "качка" меня начинает тяготить я ей говорю: "доча, маме больно. Перестань, пожалуйста". Доча продолжает. Я повторяю, говорю: "Доча, маме больно, тебе разве нет?". Она радостно отрицает и продолжает. Я ей говорю не выдержав: "может, ты стенку попробуешь "боднуть"?" Она серьезнеет и отвечает: "нет, что ты, в стенку больно стукаться". Правда, меня "бодать" перестает.
Другие страхи - страх, что чужой человек войдет в дом и будет "на нее смотреть". Я слышала от нее такое опасение.
Боится негативных персонажей в мультфильмах, отказалась смотреть диснеевскую "Белоснежку" из-за старухи, в которую превратилась мачеха, но она там правда ужасная, мульт был куплен из-за ее непреодолимой любви к гномикам...
3. Почему Ваш ребенок не посещает детский сад? умеет ли она контактировать/играть с другими детьми? какие игры предпочитает? как общается с незнакомыми взрослыми?
Основная причина - длительная безглютеновая диета после заболевания жкт, сейчас идет период адаптации к продуктам, содержащим глютен, и, если все будет проходить так, как сейчас (благополучно), и анализы, назначенные гастроэнтерологом, не покажут целиакию, летом я планировала подыскать ей хороший сад, т.к. тот, к которому мы относимся по прописке, - переполнен, и оставляет желать лучшего в плане занятий с детьми, питания, заболеваемости ит.д.
Сама по себе дочь очень общительна, ребятишки ее манят и привлекают, играет с ними с огромным удовольствием, особенно, если ребенок контактен и не отнимает у нее игрушки, не бьет, а затевает какую-то совместную деятельность. Но если ребенок агрессивен, отнимает игрушки, дерется (был такой на нашей улице) - боится, уходит, прижимается ко мне и говорит: "мама я Славу боюсь".
Очень любит ролевые игры в игрушки, сама распределяет роли ( в основном между нами сейчас с мужем): "ты будешь собачкой, я-мышкой", раздает соответствующие игрушки и далее следует бесконечная игра, в которой эти игрушки могут делать все, в зависимости от фантазии и терпения играющих с ней, т.е. ходят на речку, катаются на коньках, нюхают цветочки, ходят на горшок, кушают, ходят в магазин, катаются на каруселях ит.д. и т.п. Любит рисовать красками, особенно перемешивать цвета, делать цветные лужицы, также любит просто рисовать - маркерами сухого стирания в ее развивающих прописях. Любит "помогать" мне во всем. Я не люблю, но заставляю себя иногда позволить ей "помыть посуду"(после, конечно, протираем пол и переодеваемся), "постряпать"(после, конечно, собираем по всей кухне муку) ит.д., в помощи аккуратна, насколько она способна в силу возраста, старается, слушается, благодарна за то, что ее допустили. Любит накрывать на стол, все, что ей позволяется и хоть как-то напоминает деятельность взрослых. Мечтает стать большой, так и говорит: "мама,я, даст Бог, стану большой и буду сама чистить ножом картошку (малышкам нож брать нельзя!), буду варить кисель и кушать пирожные (ей пока нельзя, она это знает), а ты будешь маленькая, будешь моей малышкой, будешь пить кисель, а я буду тебя ставить в угол!" Кисель пить я ее не заставляю, кисель с ягодами она любит, но считает, что взрослые его не пьют. С углом понятно. Вообще с удовольствием поддерживает любое занятие, если есть "соучастник". Одна играет мало, в основном на горшке (в те же ролевые с игрушками, только когда она играет за двоих они у нее в основном спорят:
-уходи, ты злой!
-нет, я не злой, я добрый, почему ты меня прогоняешь?
-нет, ты злой! (Подрались)
Либо:
-здравствуйте, мне нужны апельсины
-вот вам апельсины
-спасибо, мы поехали
Либо:
-привет, ты кто?
-я леопольд!
-Пока!
-пока до завтра!
Вообще одна играет мало, в основном нудит, ждет меня.
Очень любит, когда ей читают и поют.
Сейчас мы живем в частном секторе и детей вокруг нас немного, есть ребенок 5 лет, она его очень любит, бежит к нему всегда, с детьми постарше играет с удовольствием в "дочки матери", в другие игры, входит "в роль", ведет диалог. Сейчас начала на незнакомых детей говорить, что "мама, я его боюсь". Раньше такого не было, были постоянные речи "я хочу с ним подружиться".С незнакомыми взрослыми ведет себя так - сначала приглядывается, и если тот не обращает на нее внимание, а ведет диалог с нами, то быстро адаптируется (от 30 минут) и начинает сама влезать в разговор, предлагать игрушки, отвечает на вопросы. Чуть позже даже стишок может рассказать.
Если взрослый сразу переключает внимание на нее, то тут все зависит от его внешности, голоса и манеры общения - если он миловиден и приятен, голос у него мягкий и спокойный, доброжелательный и веселый, то будет искоса поглядывать и улыбаться смущенно и кокетливо. Если взрослый пугающе выглядит, говорит резким голосом - улыбаться не будет, может испугаться и прижаться ко мне. Ведет себя как большинство знакомых мне детей, может чуть более эмоционально.
4. что умеет делать Ваш ребенок в плане самообслуживания без помощи взрослых?
Сама встает с кроватки, когда хочет писать, и садится на горшок, раздевается для этого, после - одевается. Сама обувается, тапочки, сандалики. Собирает за собой игрушки, карандаши, все на нужные места, наводит порядок. Футболку снять сама не может, низ(колготки, штаны, трусы) - может. Относит за собой посуду на кухню. Сама кушает, ложкой, вилкой, сама пьет, сама полощет ротик, зубы чищу ей я (она тоже чистит, но, понятно, к качеству есть перетензии).
Здравствуйте!
Давайте разберемся по порядку:
1. навязчивые движения (накручивание волос) продолжается уже более 2 (!) лет
2. агрессия - проявления не соответствуют раздражителю (при малом раздражителе неадекватной силы ответ)
3. страхи расширяются (появился страх незнакомых детей, мультипликационных персонажей), особенно настораживает " страх, что чужой человек войдет в дом и будет "на нее смотреть"." - Вы можете психологически объяснить этот страх?
Все это на фоне нормально развитого интеллекта, навыков самообслуживания. Не берусь устанавливать диагноз заочно, но очень похоже на детский невроз. А невроз - это болезнь, которую лечит врач-психиатр, психотерапевт. Ни психолог, ни врач-невролог не компетентны в этой сфере. Психолог - это специалист, не имеющий медицинского образования, лечить он не умеет.
К счастью, невроз - это полностью обратимое и излечиваемое заболевание при правильном подходе и лечении. Обычно при неврозе лечение идет двумя параллельными путями - лекарства и психотерапия. Хочу отметить, что в подавляющем большинстве случаев, невроз в таком раннем возрасте (3 года) - это индуцированный (переданный, спроецированный) невроз. То есть, изначально неврозом страдают родители (а иногда и бабушки-дедушки) и индуцируют развитие невроза у своего ребенка. Поэтому, скорее всего, Вам показана семейная психотерапия.
Что Вам делать? Советую найти грамотного врача-психиатра, психотерапевта, занимающегося детской и семейной психотерапией. Сразу скажу - это большая редкость. Если вы проживаете в транспортной доступности от Москвы, советую обратиться в НЦПЗ РАМН. Если в другом крупном городе - держитесь ближе к кафедрам психиатрии и психотерапии медицинских вузов. Будьте очень осторожны с частнопрактикующими врачами.
Один из эффективных методов психотерапии - социализация. Начинайте социализировать ребенка, несмотря на диету. Можно договориться в детском саду о пребывании на полдня, до обеда (при условии, что ребенок завтракает дома), можно приводить после сончаса, на совместные прогулки, игры. Можно поискать кружки рисования, лепки для детей 3-4 лет. Если все это окажется недоступным - приводите к себе во двор (дом) детей, организуйте совместные игры, занятия. Социализация обязательна!
Насчет воспитания - по статьям и книгам (пусть даже очень хорошим и правильным) воспитать ребенка невозможно. Ребенок воспитывается личным примером родителей, неосознанно копируя модели поведения. Воспитывая ребенка,нужно прежде всего воспитывать себя. А самое главное,что нужно ребенку - это родительское внимание и любовь.
Всего Вам доброго!
Спасибо за Ваш ответ!
Накручивание волос у нее было даже на ГВ, грудь - в рот, ручку - в волосы.
Мама моя (она в детстве теребила пупок, скребла и щупала) говорила, что мой старший брат делал то же самое, только с ее волосами, впоследствии - со своими (до сих пор, ему 38), когда чем-то увлечен, даже выкручивал себе волосы до залысин. Я - невротик со стажем, все детство лет до 14 до мяса грызла ногти, сейчас - другие проявления, менее заметные, но не менее навязчивые (то, что у ребенка это спроецировано, и невролог говорила, говорила, что нужно в первую очередь самой успокоиться, только - как), психотерапевта, психиатра можно сказать, что посещала, мой первый муж был оным, зная подноготную к платной частной практике - доверия нет. Живем более, чем за 2000 км от Москвы, поэтому насчет кафедр мед.институтов...сложно.
Страх мультипликационных персонажей - те, которые действительно страшные - не смотрит, закрывает глаза, подглядывает, если он исчезает - снова смотрит, либо просит сменить мультфильм. особенно настораживает " страх, что чужой человек войдет в дом и будет "на нее смотреть"." - Вы можете психологически объяснить этот страх?
Тут, скорее всего, накладывает отпечаток наше нынешнее место проживания, если раньше мы жили в квартире, и на прогулке она разглядывала людей, улыбалась им, махала рукой, подходила к детям, то сейчас мы живем в секторе с оочень низким процентом заселения, и если раз в неделю пройдет мимо дома один гастарбайтер, орлиным взором окидывая, что где плохо лежит - то это событие, поэтому дверь и ворота всегда на замке, следим, чтоб было закрыто днем. Скорее всего, это перенесенные мои страхи. Ну и дичаем мы тут, что говорить-то.
Что касается социализации - отдельное спасибо за совет. Я склонялась к поиску кружка, группы временного пребывания детей, но из чувства вины, что пытаюсь "увильнуть", облегчить себе воспитание ребенка, когда ему нужна диета, режим и спокойствие, откладывала. Ранее всеми развивашками занималась с ней сама. Займусь этим вопросом вплотную.
У меня остался вопрос в связи со следующим нашим "прорывом". Вследствие недельной мультдиеты, бесед на тему: "мы не включаем мультфильмы, потому что тебе нужно научиться их выключать спокойно, ни на кого не кричать, не обижать никого, и с радостью возвращаться к играм", в результате четкой консультации "ты сейчас смотришь один мультфильм, только Бэмби (1 час) и больше на сегодня все, если ты будешь кричать после и требовать еще - мама больше не включит, если же выключишь спокойно, обязательно завтра включу еще", удалось добиться вчера такого результата: ребенок в другой комнате досмотрел мультфильм, крикнул: "мама, всё! Я выключила!!" и с цветущим видом появился на пороге, а когда его похвалили, восхитились выдержкой и послушанием, пообещали завтра продолжение, долго еще сиял и улыбался. Если возможно - буду благодарна за совет, как "уменьшить" симптомы постоянного состояния протеста, в котором пребывает дочь, ведь оказалось, если правильно действовать - это возможно. В результате последовательных действий - удалось добиться спокойного принятия фрустрации в случае с мультфильмами, без агрессии. Но у нас столько в течение дня постоянных ее :"нет!!!!", я не могу понять, можно ли их игнорировать,т.к. на каждый случай реагировать - она раскачивается эмоционально до плача моментально, иногда проигнорируешь - а она, хоть заявила "нет", а все равно делает.(пример:"доча, снимай колготочки, пойдем мыться". Ответ:"нет, я не хочу, я играю!!!!" Я отворачиваюсь, спокойно говорю: "давай побыстрее,я пока домою посуду". Прихожу - она раздета, прыгает на диване, меня ждет. Почему постоянно у нее ответ "нет"?...Не могу понять никак!
Добрый день!
Невроз - не "милая особенность характера", это - заболевание. Его надо лечить. Врачи-психиатры, психотерапевты обитают не только в Москве. Обратите свое внимание на ближайший крупный город, там имеется медицинский университет, кафедра психиатрии и психотерапии. Обратитесь за помощью к бывшему супругу (думаю, что ради ребенка можно забыть прошлые обиды) - среди врачей-психиатров все друг друга знают, он может подсказать Вам хорошего детского врача.
"Постоянное состояние протеста, эмоциональное раскачивание, плач" - это проявления невроза. " В результате последовательных действий - удалось добиться спокойного принятия фрустрации в случае с мультфильмами, без агрессии." - Вам удалось добиться, что ребенок внешние проявления невроза (агрессию) перевел на внутренний план (тревога). По мере взросления ребенка созревает и волевой контроль поведения, а это значит, что чем старше будет становиться ребенок, тем меньше будет внешних проявлений - агрессии, "истерик", но тем больше будет внутренних симптомов - тревоги, страха, навязчивостей.
Я ничего не могу посоветовать Вам заочно. Вам необходима очная консультация специалиста.
Всего Вам доброго!